Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×
12:32 

Стены памяти

Евгений Хонтор
Зверь с гривой из трав и ветра
Вдогонку предыдущему посту , о поединках между хайнами и лионарами. Такая скульптура из камня или металла вполне могла храниться в одной из ниш в стене памяти на арене...



Арена - не только место боя, но и место памяти. Кто бы ни вышел победителем из сражения, пережитое никогда не отпустит его, никогда не будет забыто. Те, кому битва только предстоит, тоже переживают остро и болезненно, ищут поддержки у тех, кто уже прошел через подобное.
Несмотря на важность (и необходимость) поединков, в культуре хайнов нет какого-то регламента, порядка - как нужно провожать погибшего, как "правильно" или "неправильно" себя вести, какие мысли нормальны и уместны, а какие нет. Все, что связано с ареной, воспринимается как очень личное. Не то, о чем можно спорить, советовать или осуждать. Иногда победитель уходит сразу же после боя и никогда не возвращается на арену, иногда бойцы остаются на арене несколько дней: один живой, один мертвый, и выживший не может смириться и отпустить.
Несмотря на то, что происходящее на арене - личное дело бойцов, и эмоции сражающихся не подлежат обсуждению или оценке, это не значит, что на эту тему нельзя говорить, или что победитель не может обсудить свои чувства, поделиться своей болью или попросить поддержки у окружающих. Но непрошенное внимание воспринимается однозначно негативно, и если кто-то хочет остаться наедине с собой, его не тревожат.

Сама арена с одной стороны окружена высокой каменной стеной, обычно по краям есть несколько невысоких стелл и крупных валунов. Стена и камни покрыты рисунками, барельефами, в нишах или естественных выбоинах хранятся скульптуры из дерева, камня или металла и другие памятные вещи. Все это - наследие тех, кто сражался на арене. Хайны чаще выражают свои эмоции в искусстве, лионары регулярно возвращаются на место битвы или оставляют в нишах памятные для обоих вещи: игрушки, гребни для шерсти, элементы одежды, другие символы времени, проведенного вместе, общения и дружбы. Но это лишь усредненная статистика, иногда жрецы не оставляли ничего материального, а лионары (часто с помощью хайнов, поскольку их руки больше приспособлены для тонких манипуляций) рисовали или создавали скульптуры. Да и можно ли достоверно сказать, где начинается искусство? Один лионар больше года приходил на арену и скреб лапой камень, пока борозды от когтей не стали четкими и глубокими. Для хайнов и лионаров этот расцарапанный камень был не менее красноречив, чем сложнейшая картина...
Сюжеты, изображенные на стене, могли быть самыми разными. Все зависело от характера хайна или лионара. Всё же больше трети связано с боем или смертью - наиболее тяжелыми и сильными переживаниями. Но также много светлых образов из прошлого - совместные игры, обучение, отдых, забота друг о друге, важные для обоих события. Рисовали и портреты, иногда парные, иногда только портрет погибшего.
На стенах не только рисовали, но и писали - посвящения, стихи, мысли (как дневниковые записи или художественные рассказы). Иногда оставляли только имена.
Бывало, что вклад в общую стену памяти был в том, чтобы обновить свидетельства предшественников: реставрировать старые рисунки и барельефы, переписать или выбить в камне почти стершиеся имена и тексты. На хайнских жрецов это действовало успокаивающе, давало ощущение единства, сопричастности.
Не было никаких правил, официальных или негласных, о том, сколько пространства стены можно использовать. Если место заканчивалось, арена расширялась, возводились дополнительные стены и стеллы. Хайнам был чужд гигантизм, ключевой в памятниках была - память. Размерам не придавалось никакого дополнительного значения, не было связи между глубиной эмоций и величиной оставленного свидетельства. Это не значит, что хайны никогда не создавали больших памятников, но это оставалось делом вкуса, личного восприятия.

В целом арена принадлежала тем, кто на ней сражался и будет сражаться, и свидетельства обычно оставляли сами участники боя. Но и это не было правилом, обязательным к соблюдению: переживания бойцов остро чувствовали все члены ароса, посвящения и слова поддержки от друзей и членов семьи всегда были неотъемлемой частью стены памяти. Встречались даже монологи и диалоги от лица участников, написанные в литературной форме кем-то другим - как попытка пережить и осознать чужие эмоции. Это не считалось дурным тоном, поскольку почти никогда не было просто литературной игрой.

Случалась и порча стены, обычно жрецами или лионарами в состоянии аффекта. Это не вызывало осуждения, скорее сожаление: тоже своего рода свидетельство, свидетельство отчаяния и отрицания. Стена была ценной, но не сакральной: ее потеря становилась болью и трагедией для ароса, но еще большая трагедия послужила причиной. А живое и чувствующее хайны ценили больше вещей, даже очень важных и памятных.
История помнит случай, когда жрец Архат стер почти всю стену. Впоследствии он сожалел об этом и восстановил большую часть - по следам на камне и воспоминаниям (собственным и других хайнов). Сохранилась и короткая запись самого Архата: "Я хотел разрушить все, что связано с этой страшной необходимостью. Я не мог видеть наши отражения на этих стенах. Я хотел видеть и чувствовать только пустоту, мне было слишком больно помнить".
И эта история тоже осталась частью стены, частью памяти: не история о вандализме, не что-то, что вырывается из общего контекста, а еще одно отражение общей трагедии, понятное любому жителю ароса.

@темы: реальность №2

URL
Комментарии
2015-07-19 в 13:17 

Irinari
«В глубинах чистого листа, в просторах белого холста твоя таится суть. Она, что заставляет сметь, не даст до срока умереть, и вовремя уснуть.» ©
Очень хочется дать ссылки на эти истории. Если позволите.

2015-07-19 в 13:42 

Евгений Хонтор
Зверь с гривой из трав и ветра
.Lin, да, конечно же)

URL
2015-07-22 в 02:19 

kiratata
Ой, а в морфлайте этого текста нет - или у меня просто крыша съехала?:)

2015-07-23 в 11:29 

~Ива~
Кошки ходят поперек
Такой продуманный мир! Хайны сражаются без оружия, голыми руками?
Грустно, что поединки — необходимы.

2015-07-24 в 07:19 

Евгений Хонтор
Зверь с гривой из трав и ветра
kiratata, в почту ответил)

URL
2015-07-24 в 07:29 

Евгений Хонтор
Зверь с гривой из трав и ветра
~Ива~, как же ж без оружия, без оружия у них против такого крупного зверя вообще шансов нет)
Нет, используют кинжалы (учитывая, что хайны меньше людей - то и кинжалы для них скорее как короткие легкие мечи). Там в некоторых ракурсах на фотографиях скульптуры хорошо этот самый нож видно, а вообще оно вот так выглядит:



Тут в виде кулона, но это очень точная, хоть и уменьшенная копия кинжала хайнского жреца.
Вообще, хайны в основном только холодным оружием и пользовались, стрелковое и метательное не подходили им ни по анатомии, ни по образу жизни. Только в поздние времена разрабатывался огнестрел, но скорее для отдельных специфических задач, чем как реально оружие для решения конфликтов.

URL
2015-07-24 в 20:23 

~Ива~
Кошки ходят поперек
Евгений Хонтор, я почему-то этот нож не разглядела на скульптуре и поэтому удивилась: какие шансы у хайнов, если они безоружные? :) С таким оружием бой честный.

   

Ни слова о людях

главная