Зверь с гривой из трав и ветра
Есть такая базовая штука: жить - хорошо, умирать - плохо. Эту базовую штуку ни на какой козе не объехать.
Добро - сохранить любую жизнь, если только это не наносит серьезного ущерба другим жизням. Это всегда добро, как ни крути. Зло - лишить жизни. Тоже всегда зло.
Когда две или более жизни входят в конфликт, гибель любой из них - зло. Всегда. Даже при том, что спасение второй - добро. Добро и зло могут сочетаться, но они никогда не смешиваются (разве только ради чьей-то чистой совести).
Абсолютное добро - решить конфликт так, чтобы сохранить все жизни. Абсолютное зло - вообще не задумываться о такой возможности.
Вот ради интереса этическая задачка. Идёте вы по лесу, видите, как волк преследует зайца. Заяц молодой, неопытный. Волк больной, раненый. Поймать другую добычу у волка уже не останется сил.
Заяц видит вас и кидается в руки, прося защиты. Волк подходит и просит отдать зайца, потому что иначе он умрет (для облегчения задачки представим, что все трое понимают друг друга).
Ваши действия?
Добро - сохранить любую жизнь, если только это не наносит серьезного ущерба другим жизням. Это всегда добро, как ни крути. Зло - лишить жизни. Тоже всегда зло.
Когда две или более жизни входят в конфликт, гибель любой из них - зло. Всегда. Даже при том, что спасение второй - добро. Добро и зло могут сочетаться, но они никогда не смешиваются (разве только ради чьей-то чистой совести).
Абсолютное добро - решить конфликт так, чтобы сохранить все жизни. Абсолютное зло - вообще не задумываться о такой возможности.
Вот ради интереса этическая задачка. Идёте вы по лесу, видите, как волк преследует зайца. Заяц молодой, неопытный. Волк больной, раненый. Поймать другую добычу у волка уже не останется сил.
Заяц видит вас и кидается в руки, прося защиты. Волк подходит и просит отдать зайца, потому что иначе он умрет (для облегчения задачки представим, что все трое понимают друг друга).
Ваши действия?
Или найти падаль в округе. Или крови сцедить и потом уже вместе искать какую-нибудь еду (уже мертвое животное, например, убитое на ферме не конкретно для этого случая, а по расписанию...)
я б скормил волку зайца и попытался его вылечить и приручить, если сдохнет, пустить на шкуру и скелет.
при выборе кого спасать в таких ситуациях, мне кажется, стоит думать о будущем одной и другой жизни.
Добро легко меняет свою природу, стоит нашим чувствам нарушить баланс между разумом и сердцем.
Я бы отпустил зайца.
1. Что такое естественный отбор?
2. Каким образом из него вытекает смерть как обязательное условие?
Бывает эгоизм и нежелание прислушиваться к потребностям другого.
Баланс между разумом и сердцем в отдельно взятой личности может быть каким угодно и никому не мешать. А вот баланс между твоей потребностью и потребностями других - он очень даже определенный. В смысле, сразу понятно, где кому плохо.
А во-вторых, где тут добро или хотя бы "хорошо"?) Я тут вижу только необходимость. Причем не абсолютную.
Голод не утоляется за счет других организмов только у фотосинтезирующих и им подобным. Травоядное жрет растения, плотоядное других животных. Это естественно, ни хорошо, ни плохо.
а уж про хомосапиенс.... я лучше промолчу.
С какой стати? Тогда они и к человеку неприменимы.
Человек ничего нового в плане этики и морали не изобрел. Разве что развил кой-какие задатки, доставшиеся от обезьян (а тем досталось от еще более древних животных).
Элнен, И не стоит усложнять=)))
Ну так и да) Я же не ставлю задачу, кого тут убивать или от кого что отрезать. Каждый по совести может поступить. Вот есть варианты: временно дать волку кровь - это как донорство, а его поддержит. Можно и без экстрима - покопаться в походном рюкзаке. Можно привезти домой волка и накормить. Можно убить волка. Можно убить зайца. Можно убить себя. Можно мимо пройти.
Это нелинейная задачка. Есть решения хуже, есть лучше. В том-то и дело, что этих решений МНОГО. И много даже таких вариантов, в которых никто не умирает и потерь не несет.
только к человеку, как разумному, они и применимы.Человек ничего нового в плане этики и морали не изобрел. Разве что развил кой-какие задатки, доставшиеся от обезьян (а тем досталось от еще более древних животных).
Ээээ... простите, но это бред. Какого животного и какой масти думаю ясно.
Ну. если зоопсихология и этология бред, то, простите, у вас какая ученая степень?)
этика и мораль - продукт абстрактных размышлений.
Читайте Лоренца. Читайте Дольника. Читайте вообще биологию для начала))
Биологию вы на словах уважаете. Я вам назвал имя видного ученого, который занимался проблемой. И еще видного популяризатора, который это с новыми данными и в более "живой" переработке преподносит.
Уважающий биологию человек задумался бы.
А научные теории - это всегда теории. И не все являются истиной.
Креационист?
а теория, что земля плоская и в центре солнечной системы, была весьма научной. Или, что атомы квадратные. Была и такая теория. Ваш смех в данном случае неуместен. Признак гуманитария, как принято говорить
Так вы-то кто, скажите, наконец.
Вряд ли естественник. Естественникам должны с первого курса влупливать разницу между терминами "теория" и "гипотеза".
И еще вопрос повторю: креационист?
Я инженер.
Теории, как и гипотезы бывают ошибочны. Людям в принципе свойственно ошибаться.
У креационистов хотя бы понятно нежелание иметь дела с неудобными фактами. И избирательная слепота.
Теории бывают ошибочны. Однако современными данными по результатам экспериментов и наблюдений врожденная мораль животных подтверждается, а гипотеза об ее отсутствии или о непреодолимой пропасти между этикой человека и высших животных опровергается фактами.